Селение Балхар является древнейшим центром керамического производства Дагестана. О глубокой древности балхарской керамики говорят старинные мотивы в декоре. Они присутствуют в дагестанской керамике с З тысячелетия до нашей эры.
Неполивная керамика селения Балхар по сей день сохранила в неприкосновенности все этапы производства — от чистки глины до росписи белым ангобом. Выполняется и строгий завет предков: гончарным ремеслом занимаются только женщины.
Сохранились в первородстве многие древнейшие черты художественного стиля сосудов, даже орнаменты. Изменения коснулись в основном обработки внешней поверхности: налепы в виде реалистических фигурок животных уступили место стилизованным. В росписи мастера используют преимущественно растительные мотивы, а также магические знаки плодородия, астральную и земледельческую символику. Часто на днища сосудов в Балхаре наносят знаки огня. Согласно поверьям, они благотворно влияют на обжиг изделия — процесс капризный и далеко не всегда подвластный гончарам.
Своеобразная окраска балхарских сосудов от розовато-терракотовой до матово-черной в сочетании с кружевной вязью ангобной росписи придает вещам ощущение рукотворности и неповторимости.
В ассортименте промысла ныне более тридцати видов изделий: большие хозяйственные кувшины без ручек, специальные водоносные и маслобойные кувшины, декоративные тарелки, кружки, вазы и т.н.
Другое направление деятельности промысла самобытная глиняная игрушка. Фигурки сказочных зверей и птиц делали в старину только для развлечения детей или как обереги. Сейчас это самостоятельный вид народного творчества.